«Образование и карьера. Учебные технологии – 2025»
15 февраля 2025 г.
Презентации, мастер-классы и море интерактива! Педагоги Дятловщины посетили 22-ю международную специализированную выставку «Образование и карьера. Учебные технологии – 2025» в Минске. Она дала старт общереспубликанской акции «Я выбираю свою профессию!». В рамках неё 22 марта пройдёт единый день открытых дверей во всех колледжах и вузах страны. А пока на выставке «Образование и карьера. Учебные технологии – 2025» свои экспозиции представляют более 70 колледжей и 45 вузов. В этом году в ней принимают участие учреждения образования Беларуси, России, Казахстана. Широко представлены организации-заказчики кадров. На выставке их свыше 40 от всех отраслей экономики нашей страны. И всё это на одной площадке, где можно поделиться опытом и завязать новые контакты. Уверены, «Образование и карьера. Учебные технологии – 2025» сможет объединить усилия учреждений образования и работодателей в дальнейшей подготовке востребованных специалистов.
Сколько ЦЭ и ЦТ можно сдать в 2025 году 11-классникам и другим абитуриентам
08 февраля 2025 г.
С 2023 г. итоговая аттестация за курс средней школы проводится в форме централизованного экзамена (ЦЭ), который по сути идентичен практике сдачи централизованного тестирования (ЦТ). Рассказываем, чем они отличаются и сколько предметов можно сдать на ЦЭ и ЦТ.
ЦЭ – новая форма сдачи выпускного экзамена только 11-классников, но сертификаты, которые старшеклассники получают при этом можно использовать для поступления в ссузы и университеты. Те же, кто получит школьный аттестат не в 2025 г., для поступления в университет или академию должен предоставить в приемную комиссию сертификаты ЦТ.
Пояснения на счет того, сколько ЦЭ и ЦТ разрешено сдать абитуриентам, можно найти на сайте Республиканского института контроля знаний в разделах «Инструкция о ЦЭ» и правила регистрации на ЦТ.
Как известно, 11-классники сдают два централизованных экзамена: один из государственных языков (русский или белорусский), а также предмет по выбору (список учебных дисциплин предлагают широкий: математика, физика, химия, биология, история Беларуси, всемирная история (новейшее время) обществоведение, география, иностранный язык). Причем баллы сертификатов ЦЭ для выведения среднегодовой оценки переводят из 100-бальных в 10-бальные. Шкалу для перевода можно найти здесь.
Если вчерашний 11-классник планирует в год выпуска из школы поступать в университет, то кроме двух сертификатов ЦЭ ему потребуется еще сдать ЦТ. Когда на руках есть результаты двух ЦЭ, то можно пройти только одно ЦТ. Если же выпускник средней школы сдавал один централизованный экзамен, то разрешено пройти еще два ЦТ.
К слову, от выпускного ЦЭ по завершении обучения на III ступени общего среднего образования освобождаются: учащиеся, которые стали победителями как заключительного, так и третьего (областного) этапов республиканской олимпиады по учебному предмету; учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы среднего образования на дому.
Абитуриенты, которые являются выпускниками средней школы прошлых лет, а соответственно не сдают в текущем году ЦЭ, имеют право пройти регистрацию на ЦТ по трем предметам. Кстати, в 2025 г. в виде исключения выпускники 14 экспериментальных классов школ Беларуси смогут кроме того еще сдавать ЦТ по новому учебному предмету «История Беларуси в контексте всемирной истории».
Стоит иметь в виду, что регистрация на ЦТ в 2025 г. будет осуществляться с 9 по 22 апреля. И еще: если ЦЭ 11-классники сдают бесплатно, то за участие в ЦТ нужно внести плату за каждую учебную дисциплину. Стоимость одного предмета в 2024/25 учебном году установлена в размере 0,1 базовой величины – в денежном выражении сумма равна 4 руб. 20 коп.
Национальный статистический комитет назвал “цифры” системы образования и науки за 2024 год
11 февраля 2025 г.
Национальный статистический комитет Беларуси поделился данными о числе лиц, получавших различные виды образования в нашей стране на начало 2024/2025 учебного года.
Как сообщили в Белстате, в 3,7 тыс. детсадах и иных аналогичных учреждениях по всей стране, в которых трудится 55,1 тыс. педагогов, дошкольное образование получали 338,3 тыс. детей. Также в Беларуси было около 1,08 млн школьников, которые обучались в 2,8 тыс. учреждений общего среднего образования, где работает в общей сложности 102,3 учителей.
При этом в прошлом году из школ было выпущено 107,9 тыс. человек с общим базовым образованием и 56,4 тыс. – с общим средним образованием.
Также в Беларуси насчитывалось 47 университетов, где училось 224,2 тыс. студентов и 10,4 тыс. магистрантов (выпущено 46,4 тыс. специалистов и 7,3 тыс. магистрантов). Кроме того, в 162 профтехучилищах по всей стране образование получали 67,5 тыс. учащихся (выпущено 21,4 тыс. квалифицированных рабочих), а в 229 учреждениях среднего-специального образования училось 116,6 тыс. человек (выпущено 30,2 тыс. специалистов).
Также Национальный статистический комитет назвал размер средней зарплаты учителей по итогам декабря и всего 2024 года.
По данным официальной статистики, средняя зарплата учителей в Беларуси в 2024 году составила 2037,8 руб., в том числе в декабре – 2181,1 руб. В 2024 году по сравнению с 2023 годом реальная заработная плата учителей выросла на 19%.
Отметим, что речь идет о номинальной начисленной средней заработной плате, то есть до вычета налогов и взносов.
Также опубликована статистика по зарплатам воспитателей дошкольного образования – 1454,7 руб. за 2024 год и 1600 руб. в декабре. Заработки воспитателей дошкольного образования увеличились в реальном выражении на 14,7%.
Профессиональная компетентность педагога – залог формирования успешной личности
05 февраля 2025 г.
Совершенствованию профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся, проведения современного урока, организации работы с высокомотивированными учащимися, обмену опытом содействовал ряд методических мероприятий, проведенных в средней школы № 3 города Дятлово имени И.Ю.Филидовича.
В рамках панорамы открытых мероприятий осуществлялась трансляция опыта работы педагогов Ольги Ровбы и Юрия Сороки в форме урока для взрослых (бинарный урок), Ирины Гугович в форме семинара-практикума.
Формированию правовой и информационной культуры учащихся в условиях группы продленного дня был посвящен опыт работы воспитателя Ирины Гугович: как научить ребёнка отбирать и выбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна; как сделать мир информации необходимым для современного школьника; какие условия необходимо создать, чтобы ребёнок захотел «потрогать» этот мир.
Развитию профессиональной компетентности педагогов по совершенствованию работы с высокомотивированными учащимися способствовали проведенные в рамках лаборатории нерешённых проблем семинары-практикумы.
Еленой Гвардиной и Мариной Шумской в ходе семинара-практикума были выделены типы одарённости детей, демонстрировались методы и приёмы работы с высокомотивированными учащимися. Педагоги познакомили коллег с методами проведения дискуссии; с методами для представления материала самостоятельной работы.
Алена Страковская и Елизавета Сыч не только расширили знания участников семинара о необходимости использования методов и приемов технологии критического мышления при подготовке учащихся к интеллектуальным состязаниям, но и заострили внимание на том, что данная технология является инструментом формирования их функциональной грамотности.
Светлана Урбан и Алеся Андура в ходе семинара-практикума «Развитие творческого потенциала компетентности учащихся через освоение инновационных педагогических технологий» актуализировали знания коллег о видах инновационных технологий и ключевых компетенций, формирование которых является острой необходимостью в связи с происходящими изменениями в современном обществе. Среди ключевых компетенций 21 века педагоги выделили развитие креативности – важной составляющей современного образования. Были продемонстрированы приёмы, способствующие развитию креативности учащихся.
Организации и проведению современного урока, его отличительным признакам уделено внимание во время практикума «Современный урок как основа эффективного и качественного образования». Используя приём «Облако слов», Светлана Соловьёва и Светлана Ванчук сформировали у коллег представление о современном уроке, критериях эффективного урока. Они актуализировали знания педагогов о постановке целей урока, его результативности и эффективности. Особое внимание уделили информации о «детях-сетягах» (подростках, которые проводят очень много времени в социальных сетях), методах и приёмах работы с ними. В ходе практической части семинара было предложено провести сравнительный анализ традиционного и современного урока, в результате чего пришли к выводу, что учитель не освобождается от своей основной функции – учить, а начинает учить по-новому. Таким образом, проведенные методические мероприятия способствовали повышению профессионального уровня педагога, созданию условий для его профессионального развития и применения знаний в работе с учащимися для получения высокого результата в достижении нового качества – качества, которое отвечает современным требованиям.
Заключено Генеральное соглашение между правительством, профсоюзами и нанимателями на 2025-2027 гг.
01 февраля 2025 г.
Церемония подписания состоялась в Республиканском Дворце культуры профсоюзов перед началом работы Х съезда ФПБ.
Подписи под документом поставили заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Виктор Каранкевич, председатель Федерации профсоюзов Беларуси Юрий Сенько и председатель Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» Анатолий Харлап.
Напомним, Генеральное соглашение – это документ, где определены обязательства правительства, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов по важнейшим вопросам: занятость, оплата труда, социальные гарантии. Документ является основой для тарифных и местных соглашений, а также коллективных договоров.
Подписанное сегодня соглашение на 2025-2027 гг. стало уже 17-м по счету. Практика заключения трехсторонних соглашений была заложена еще в 1991 году. В новом документе традиционно сохранен ранее достигнутый прогресс в таких сферах, как социальная защита работников, трудовые гарантии, льготы, развитие рынка труда и содействие занятости, охрана труда.
Председатель Федерации профсоюзов Беларуси Юрий Сенько отметил, что на протяжении прошлого года сторонами социального партнерства велась активная работа по подготовке проекта нового Генерального соглашения – важнейшего документа в социально-трудовой сфере, напрямую затрагивающего интересы всех граждан страны.
– Нам удалось достичь компромисса по ряду спорных вопросов и сформировать в итоговом документе согласованные позиции по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений, ؘ– подчеркнул он. – Для нас важно, что стороны поддержали многие профсоюзные инициативы, и документе удалось сохранить весьма чувствительные для населения положения в части обеспечения достойного уровня зарплаты, пенсий, пособий, обеспечения занятости и предоставления социальных гарантий.
Председатель ФПБ обратил внимание, что в Генеральном соглашении сохранены ранее достигнутые договоренности о поддержании соотношения зарплаты работников бюджетных организаций и зарплаты в целом по стране.
– По предложению профсоюзов в 2 раза увеличен минимальный размер тарифной ставки 1-го разряда. Поддержано предложение профсоюзов о установлении предельного срока подписания сторонами коллективного договора в течение 3 месяцев со дня вступления в переговоры, – продолжил Юрий Сенько.
Лидер национального профцентра подчеркнул, что в документе реализованы и новации, направленные на стимулирование закрепляемости работников на рабочих местах, поддержку молодежи, работников с семейными обязанностями, а также достигших общеустановленного пенсионного возраста и желающих продолжить свою трудовую деятельность.
– Новые нормы в Генеральном соглашении отвечают запросам общества в современных условиях. Это позволит нам двигаться вперед и решать вопросы в долгосрочной перспективе, – резюмировал Юрий Сенько.
Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Виктор Каранкевич отметил, что Генеральное соглашение – это основной документ, который определяет ключевые принципы регулирования отношений в социально-трудовой сфере и обеспечивает гарантии трудящимся в самых важных вопросах.
– Заложенные в Генеральном соглашении нормы тесно увязаны с показателями программы социально-экономического развития на пятилетку и создают условия для реализации обозначенных главой государства основных направлений развития страны, – подчеркнул он. – В непростых социально-экономических условиях предусматривается не только сохранение достигнутого за предыдущие годы уровня социальных гарантий, но и дальнейшее расширение адресной социальной помощи.
Председатель Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» Анатолий Харлап обратил внимание, что заключение Генерального соглашения – это очередной этап продолжения социального партнерства, которое за прошедший пятилетний период осуществлялось на основе конструктивного диалога профсоюзов, власти и нанимателей.
– Все наши договоренности нацелены на то, чтобы обеспечить движение вперед. Сейчас перед нами стоят не менее важные задачи: обеспечить экономический рост, не смотря на внешние вызовы, и устоять в жесткой конкурентной борьбе. Добиться результатов можно только совместными усилиями, – подчеркнул он.
Президиум Дятловского районного комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки в количестве 7 человек в следующем составе:... Открыть раздел Состав президиума райкома профсоюза
Оформление трудовых отношений с работниками Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.... Открыть раздел Правовая защита
Нормативные правовые документы, регулирующие оплату труда педагогических работников: УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 января 2019 г.... Открыть раздел Оплата труда